А когда материал усвоен, то рисуется "толстая" цифра, которая делится на три и более дорожек, на которых отрабатывается направление письма. Каждая из полосок последовательно, по очереди расписывается крестиками, кружочками, снежинками в направлении письма цифры. Так, при изображении четверки дорожки идут немного наклонно сверху вниз, поворачивают направо, затем по второй палочке снова идут сверху вниз. О безотрывном письме речи не идет.
Не следует расписывать дорожки изображением одной и той же цифры. Ведь ставится задача отработать направление письма и закрепить "главные точки" смены направления движения, что взрослый может ответственно контролировать даже в группе детей. Стоит заменить рисунки на само изображение изучаемой цифры, как ситуация полностью выходит из-под контроля, и варианты зеркального изображения будут замечены только после их закрепления. Задание не только потеряло свою ценность, но и нанесло вред.
Таким образом, одновременно достигается несколько целей: отрабатываются образ цифры (аналогично поступаем и с буквой), направление ее письма, совершенствуется моторика, а у левшей с хорошей моторикой проблем на порядок меньше. Поскольку нет ограничения для творчества, то это же задание развивает изобретательность и эстетическое восприятие при придумывании вариантов росписи дорожек.
Конечно, учитель на уроке в свое время расскажет и детально покажет, как и откуда писать цифру или букву, куда вести линию. И ученики честно пропишут все необходимое по воздуху и за учителем в воздухе по изображению на доске, но: Оставшись один на один со своей тетрадью, ребенок с элементами левшества и с "непроработанной" склонностью к зеркальному письму привычно напишет знакомый ему образ старым способом. А учительница, обегая тридцать учеников, аккуратно исправит и сделает замечание, спеша дальше: И если не подключиться на этом этапе настойчивому взрослому, то последствия предсказуемы.
Главное при работе с маленьким левшой - это присутствие духа и вера в победу, если и неполную, то хотя бы в постепенное, последовательное улучшение. Поддерживайте своего ученика, ведь ему намного труднее!
Ольга ИНШАКОВА, учитель начальных классов школы N 57, г. Москва |