Такая обратная связь существенно облегчает обучение. Ведь даже если не понявшему новый материал ученику все объяснят после уроков, пребывание в состоянии непонимания какое-то время ввергает его сознание в смятение, осадок от которого потом будет мешать при закреплении изученного. А если такие "следы" накапливаются, то формируется неуверенность в своих силах со всеми вытекающими последствиями.
8. Следует признать, что успешная работа с левшами носит, конечно, индивидуальный характер, или близкий к этому. Среди тридцати учеников левши растворяются, но их проблемы остаются. Поэтому обучающий (учитель) должен анализировать процесс объяснения с точки зрения восприятия левши, имея в виду, что не понять тот может как очень важный момент, так и совершенно второстепенную для понимания объясняемого материала вещь, второстепенную, но только не для левши...
Так, при знакомстве с римскими цифрами, когда весь класс радостно заполнял таблицу, записывая напротив привычных арабских цифр новые римские, а на доске красовалась запись, демонстрирующая способ образования римских цифр в пределах первого десятка, ведь были известны проблемы шестилеток с "право-лево", одна из самых способных девочек упрямо твердила свое "не понимаю". Я во всех вариантах объяснила ей тонкости образования и изображения "противных" римских цифр и уже предложила последний действенный способ - выйти к доске, когда она с отчаянием воскликнула: "Да я сто лет знаю эти цифры! КУДА их писать?" Клеточки таблицы она просто не замечала... Век живи, век учись!
Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются все высшие психические процессы - мышление, письмо, счет, чтение, обучение которым и вызывает школьные трудности у детей с признаками левшества. Пространственные представления являются очень сложной структурой психики, отражающейся на различных видах деятельности ребенка. При наличии левшества у детей пространственные трудности обусловливаются дефицитом вклада как правого, так и левого полушарий при несформированном пока межполушарном взаимодействии.
Кроме того, у левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5-7 лет, а 9 лет - это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.
Как же сделать так, чтобы весь урок оказался "пронизан" идеей работы с пространством? Обучение маленького ученика из дошколки или первоклассника следует начинать с него самого, то есть с его телесного пространства. И если даже маленькие правши в 6 лет немного путаются, отыскивая право и лево, то у детей с признаками левшества подобные ориентиры совершенно размыты. Самым простым выходом из положения служит браслетик из ниточки на левой руке, тем более что это сейчас модно и для мальчика, и для девочки. Постоянно ощущая свою опору во внешнем мире, ребенку станет проще осознавать сначала себя относительно других, а уж понимание того, где находится он сам относительно другого, придет намного позже.
Понятия "верха" и "низа" (пол - потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий". Во время физкультминуток учитель может это отрабатывать, раздав детям каждого ряда карточки с порядковыми номерами первого десятка и на первых порах вызывая нескольких детей с устной инструкцией, как им встать. Потом проводится обсуждение, кто за кем и перед кем стоит, кто предыдущий, а кто следующий. При этом следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами. Поэтому детям проще вставать в затылок, тогда сомнений относительно порядка построения не будет, и учитель может отрабатывать сами понятия, используя это упражнение и для отработки порядкового счета, и для проверки зрительной памяти, когда по его просьбе сидящие дети закрывают глаза и после этого вспоминают, у кого, например, зеленая рубашка. Каждый учитель придумает, как максимально использовать ситуацию. Например, такое упражнение. По команде ребенка из класса Коля меняет свое место и встает после Максима, а Настя перед Лизой, при этом дети контролируют правильность выполнения. Главное - чтобы постоянно решалась учебная задача.
|