Здесь мы походим к одному из основополагающих понятий компьютерного обучения - к понятию модуля. Проблемой разработки обучающих систем всегда был объем информации. Действительно, компьютер - это не преподаватель. У компьютера всегда в наличии бесконечная память, грамотный язык и хорошее настроение. А это позволяет по каждому предмету "затолкать" в обучающую программу максимально возможный объем информации, даже просто просмотреть который студент не сможет и не успеет за отведенное ему время. И, очевидно, что студенту и не нужен подобный объем. Знания, заложенные в компьютер, в модульных системах упорядочены особым образом - в виде графа логической структуры. Чем-то подобная система напоминает игру "Doom" или "Heretic" - если ты сильный игрок, ты быстро проходишь начальный уровень, находишь нужную дверь и бежишь дальше, попутно открыв все секреты. Если слабый - ты не сможешь пройти дальше, пока не уничтожишь всех врагов (в нашем случае - пока не изучишь весь модуль). Система тебя просто не пустит. И игрок будет вынужден загружаться снова и снова, чтобы - уже в обучающей системе - снова и снова повторить материал. Различные блоки модуля могут подключаться или отключаться в зависимости от конкретной задачи обучения и уровня начальной подготовки учащегося. Именно модульная система представления знаний позволяет, во-первых, сделать обучение индивидуальным, а, во-вторых, дифференцированным в зависимости от способностей учащегося. Достоинства подобного метода давно поняли за рубежом, где он применяется многие годы. Однако в российской действительности, как всегда, появились неожиданные подводные камни. На Западе одной из проблем создания модульных систем является их наполнение. Там уважают авторские права, и для отображения в системе какой-либо информации требуется как минимум согласие автора. В России такая проблема не стоит (интересно, было ли выиграно за последние десять лет хоть одно дело о плагиате?). В России проблема совсем другая. Представим, что некая кафедра любого российского института решила разработать обучающий модуль. На Западе такие решения оплачивает или университет, или штат, или правительство. У нас инициаторам придется заниматься этим в свободное от работы время и за свой счет. Однако это еще не самая большая проблема. Какие знания закладывать в модуль? Естественно, знания из книг. Однако хорошо, если это база по анатомии, которая со времен Леонардо да Винчи практически не изменилась (это при условии, что разработчики разбираются, в какой из используемых книг знания высокого уровня, а в какой - начального). А если речь идет о генетике, в которой каждый день происходят новые открытия? В этом случае для разработки модуля потребуется серьезный поиск информации и "вытягивание" знаний из специалистов - а это дорого, долго и малоэффективно. Поэтому, как правило, даже те из российских разработчиков, которые представляют себе состояние современных образовательных технологий, не берутся делать качественную модульную базу, а гонят натуральную халтуру. Контролирующие программы Вопрос контроля знаний - эта та область, где поистине "всяк мнит себя стратегом". Сколько преподавателей - столько стратегий проверки знаний и выставления оценки. Часто контроль превращается в азартную охоту за студентом - кто сумеет просочиться через частое сито препон и преград. При этом преподаватели напрочь забывают основную задачу контроля - а именно получение преподавателем представления об уровне усвоения студентом знаний. И его, преподавателя, главная задача - получив эту информацию, переработать дальнейший учебный курс в соответствии с полученными результатами. Честное слово, приходилось видеть преподавателей, которые чрезвычайно гордились тем, что сумели разработать тестовые программы, на которых "срезалось" до 90 процентов студентов. Таким преподавателям почему-то не приходит в голову вопрос - а чему в таким случае он, преподаватель, научил этих же самых студентов? Самое интересное, что, "изобретая" технологии контроля, практически никто не затрудняет себя тем, чтобы поинтересоваться не только достижениями западных коллег, но даже весьма толковыми разработками ведущих российских педагогов. Между тем большая часть "открытий чудных" придумана задолго до появления на свет сегодняшнего поколения педагогов. И приложение этих разработок к компьютерным технологиям - ничуть не менее почетная задача, чем создание собственных.
|