Технологии Тем не менее Интернет развивается, развивается взрывообразно, и во всем мире ощущается потребность в Интернет-специалистах. Оперативность российских (да и западных тоже) учебных центров оказывается недостаточной, чтобы успеть за развитием технологий в этой области, поэтому подготовка таких специалистов становится важным моментом педагогической деятельности. А с точки зрения коммерции - и очень выгодным. Интернет-специалисты подразделяются на технических (то есть системных администраторов и программистов) и информационных (то есть Web-дизайнеров и системотехников). Если сисадминов, программистов и системотехников худо-бедно, но обучают, то научиться Web-дизайну сейчас можно только самостоятельно или на специальных курсах у провайдеров. Казалось бы, для подготовки всех этих специалистов необходим Интернет, точно так же, как для подготовки шоферов и автомехаников необходим автомобиль - но на самом деле это не совсем так. Вскоре после появления Интернета как мировой компьютерной сети многие фирмы осознали, что для повседневной работы нужны Интернет-технологии, но совершенно не нужна всемирная информационная свалка. Так появился Интранет - идея использования Интернет-технологий в локальной сети, практически отрезанной от всего остального мира. Интранет позволяет реализовать все то, что есть в Интернет, но при этом не требует оплаты за услуги Интернет-провайдеров. Конечно, Интранет не предоставляет всех возможностей Интернета для поиска и получения информации. Однако при обучении специалистов это и не требуется. Для обучения самого лучшего специалиста в области Интернет-технологий вполне достаточно даже двух компьютеров, связанных локальной сетью и имеющих установленные Интранет-программы. Резюмируя эту далеко не оптимистичную часть, можно сказать: ажиотаж вокруг Интернета, с одной стороны, совершенно понятен, с другой стороны - совершенно ни к чему не ведет, кроме дополнительных затрат. Интернет - эффективное техническое средство, и его использование в образовании не менее (но и не более) оправдано, чем использование телефона, телевизора, видео и обычного компьютера.
Часть 3. Образовательные системы Идея автоматизации обучения появилась даже не с момента появления первого компьютера, а, пожалуй, еще в 1920 году, с изобретением понятия "робот". Впрочем, у Чапека могла обучаться сама машина, нас же сейчас интересует использование компьютеров в процессе образования. Идея обучения человека компьютером всем, кто когда-либо сталкивался с компьютером, с одной стороны, кажется откровенно бредовой. Любой, кто серьезно работал на компьютере, знает, насколько разная логика у человека и у компьютера, и какой сложный психологический барьер приходится преодолевать в процессе нивелирования этой разницы. С другой стороны, если отвлечься от идей "очеловечивания" компьютера, то это всего лишь железяка, которая способна хранить огромные объемы информации и каким-то образом выдавать ее на экран, то есть, фактически, способна выступать в виде красивого и очень недорогого (в пересчете на объем информации, которую в него можно поместить) учебника. Проблема в том, что сам по себе, без информационной "начинки", компьютер все-таки очень дорог, а где эту "начинку" брать - тоже вопрос не маленький. У практично мыслящего человека в этой ситуации неизбежно возникнет вопрос: стоит ли применять эту электронную игрушку в образовании и если стоит - то зачем. Немного холодной воды "И был изрядный эконом, то есть умел судить о том, чем государство богатеет...". Вряд ли кто-либо из преподавателей, осваивающих компьютерные технологии, сомневается в том, что он знает, чему учить. И очень мало кто из преподавателей задумывается о том, как учить. Между тем ответы на эти два вопроса нужно дать - самому себе, в первую очередь! - задолго до того, как садиться за клавиатуру и начинать создавать обучающую программу. Как учить? Вспомните свои школьные годы. Интересно было учиться? Именно сидеть на уроках? Вряд ли. А почему? Скучно...
|