Именно в этих системах была упразднена "ахиллесова пята" контролирующих систем - вес вопроса. Одним из вариантов решения этой проблемы было введение понятия "Существенной операции", то есть определения в качестве степени сложности вопроса количества мыслительных операций, которые учащийся тратит на решение вопроса (само собой, процесс определения существенных операций был автоматизирован). Другим вариантом было признание всех вопросов, находящихся в экзаменационном блоке, равнозначными - с условием, что если преподаватель считает вопрос слишком легким, он не должен включать его в базу, а если слишком сложным - он должен изменить его или разделить на части. И, безусловно, одним из важнейших блоков подобных систем был аналитический блок, позволяющий производить исследование процесса контроля для определения достоверности заложенных в контрольных вопросах знаний. В самом деле, в устном или письменном экзамене подобный контроль практически невозможен - а сколько за время проведения компьютерного тестирования выявлено совершенно бесполезных вопросов - например, вопросов, на которые правильно отвечают все студенты, или вопросов, на которые не может ответить ни один студент. Одной из наиболее удобных систем этого класса является система "I Know", на которой уже несколько лет работает ряд ВУЗов России. Заключение Таким образом, в области разработки образовательных программ Россия, несмотря на сложные времена, не очень отстает от Запада, а, возможно, в некоторых областях имеет и более перспективные разработки. Дело за малым - за профессионалами и за их желанием заниматься столь неприбыльным делом, как образование. Д.А.Таевский директор компьютерного колледжа "Рамина" |