Очевидно, что обучение программированию как таковому следует предоставить специализированным профессиональным учебным заведениям. В обязанности же школьной информатики должен входить пользовательский минимум (на данный момент - это операционные системы MS DOS и Windows, текстовый редактор MS Word и электронные таблицы MS Excel), освоение которого позволило бы выпускникам школы устроиться на работу на должности менеджера, оператора, верстальщика, т.е. специальности, которые требуют не наличия высшего образования, а наличия специфических навыков работы. Под вопросом остается целесообразность изучения системы MS DOS. С одной стороны, во всем мире наблюдается победное шествие системы Windows 95/98. В то же время Windows 95 остается программой, поддерживающей файловую систему, аналогичную MS DOS, и часть операций, а также работу с некоторыми прикладными программами типа бухгалтерских систем, приходиться производить в режиме эмуляции DOS. Кроме того, в России остается работающим огромный парк компьютеров с процессорами 386 и более ранними, на которые устанавливать Windows 95 либо невозможно, либо нерационально, и в то же время эти компьютеры вполне можно использовать для корректировки текстов и работы с бухгалтерскими программами. Другой момент - сбои при работе Windows, которые зачастую без знания DOS не исправить. Одна из главных причин того, что преподавание информатики находиться в таком плачевном состоянии - наличие в школе морально устаревшей вычислительной техники или даже полное ее отсутствие, а мел, доска и учебник, как правило, не очень большие помощники в изучении этого предмета. И, конечно, школа, владеющая достаточной базой для успешного преподавания информатики, просто не имеет морального права этим не воспользоваться. Вторая причина - отсутствие педагогических кадров. Российские педагоги свято уверены, что наша педагогика - впереди планеты всей, и малейшее сомнение в некомпетентности, а порой и в безграмотности, воспринимают в штыки. Тем не менее, если трезво взглянуть на контингент учителей информатики - это, как правило, или выпускницы математических факультетов (где их учили максимум рисованию блок-схем и азам программирования, а в основном - теоретической математике), которые не смогли устроиться на высокооплачиваемую работу и совершенно случайно попали в школу, или уволенные по различным причинам программистки, умеющие программировать на устаревших языках, но абсолютно далекие и от педагогики, и от детей вообще. Есть, конечно, приятные исключения, но таких, к сожалению, пока еще мало... Между тем за последний год уже вышло несколько учебников по информатике, рассматривающих этот предмет с принципиально новой позиции - с позиции использования готовых прикладных пакетов (к примеру, прекрасный учебник Ю.Шафрина), хотя официальную программу до сих пор никто не отменял, так что авторы этих, без сомнения, перспективных учебников вынуждены оговариваться, что Word, Windows и Excel - это только дополнение к основному курсу информатики, с его неизбежным Бейсиком. Тем не менее при наличии компетентного руководителя школы в сочетании с таким же учителем информатики есть возможность преодолеть сопротивление умны" тетенек из департамента образования или не менее умных дяденек из ИПКРО и все-таки учить детей тому, что понадобится им в жизни - примеры тому у нас в городе есть.
Часть 2. Интернет. Интернет и обучение. У какого российского преподавателя при этих словах не замрет сердце... Действительно, если почитать российскую прессу и поприсутствовать на различных педагогических и особенно компьютерных конференциях, складывается устойчивое впечатление, что мировая компьютерная сеть, бурно ворвавшаяся в нашу жизнь, необходима как воздух в педагогической деятельности. Так ли это? Давайте посмотрим. Прежде всего - что же такое Интернет? Как говорится в рекламе, "пришла пора разобраться", что подразумевает учительница информатики, когда восторженно заявляет "Наконец-то мы вошли в Интернет!".
|